Содержание
Скажу честно, любые танцы когда-то для меня казались сплошным ужасом и бесконечным позором – на бальных я не вписываюсь в «раз-два-три», когда вся группа уже бодро кружит вальс, на народных раздражает повторяющийся каждые три минуты окрик «Держи спину!!!»… Но, к счастью, есть один вид танца, который разом избавил меня от жестких правил и всех моих тревог – контактная импровизация. Посетив несколько занятий, хочу рассказать читательницам «Красивой и Успешной» об этом «танце души»!
Что такое контактная импровизация?
Контактная импровизация может быть для тебя просто танцем. Вот как ты танцуешь перед зеркалом, когда никого нет дома – делая любые движения, которые хочется делать!
Может быть приятной физической нагрузкой после сидячей работы – интереснее, чем в спортзале, к тому же степень нагрузки зависит только от тебя!
Или медитацией – на занятиях КИ не разучивают конкретные движения, а учат понимать свое тело, связывать движения с чувствами и эмоциями, понимать и ощущать другого человека, партнера по танцу, взаимодействовать с ним эмоционально и физически…
Или интересным времяпровождением в обществе новых интересных людей!
Но это ты поймешь и решишь для себя сама – когда попробуешь! А попробовать стоит!
Мое знакомство с контактной импровизацией
Захожу в зал, предварительно переодевшись в легкую, не стесняющую движений одежду (лучше всего подходят футболка и трикотажные штаны, леггинсы или шаровары), босиком (можно танцевать и в носочках, но лично мне это мешало – ноги скользят по ламинату, можно даже упасть!).
Впоследствии поняла, что очень не помешали бы тканевые или вязаные наколенники – очень много движений будет на полу, на четвереньках, коленки будут неизбежно сталкиваться с полом: в общем, я до сих пор жду исчезновения синяков!
В зале уже разминаются несколько человек – как женщин, так и мужчин, возраст – от 16 до 60!
Впрочем, разминкой в обычном понимании назвать происходящее сложно – кто-то делает произвольные танцевальные па под легкую медитативную музыку, кто-то пытается сесть на шпагат (выходит не очень, т.к. попытки совершает нехуденькая мадам кило этак 80 весом), а кто-то вовсе лежит на полу, прикрыв глаза и вслушиваясь в переливы мелодии…
Все ждут начала мастер-класса.
Вообще, именно с мастер-класса я и рекомендую начинать знакомство с контактной импровизацией – в джеме (свободные танцы) и, тем более, перформансе (соло, парный или групповой танец, подчиненный определенной концепции) ты сможешь поучаствовать, когда немножко освоишься (хоть в тот же вечер!).
Как проходит мастер-класс
Мастер-класс обычно начинается с заданий, которые направлены на то, чтобы снять зажатость (и мышечную, и эмоциональную).
Например: все разбиваются на пары — неважно, мужчина с женщиной или обе женщины, оба мужчины: в контактной импровизации пол партнера по танцу вообще решающего значения не имеет, можно танцевать с кем угодно, за время мастер-класса или джема все успеют потанцевать со всеми!
Задание – один человек закрывает глаза и начинает медленно двигаться, задача другого – легкими касаниями задавать ему направление движения: например, легко проведя ладонью по руке, можно дать понять ему, чтобы он поднял руку, и т.д.
Дальнейшее задание – подготовка к выполнению различных поддержек, и, опять же, способ взаимодействия с партнером в танце: передача веса. Самый простой способ – стать напротив друг друга, упереть ладони в ладони и поочередно «падать» в направлении друг друга, так, чтобы поддержать человека, а потом самой передать ему свой вес. Также можно передавать вес спина к спине, плечо к плечу и т.д. – все это используется в «настоящих» танцах.
Но! Это упражнения не на физическую силу и не разучивание конкретных «кусочков» танца, главная задача контактной импровизации – почувствовать взаимодействие с партнером, довериться друг другу!
Для этого служат «вспомогательные» условия заданий – например, все время смотреть в глаза друг другу. Бывают и задания типа «пазликов» — танцуя, искать положения, где оба человека максимально слиты, образуя единое целое – а там у кого как выйдет: от почти акробатических поддержек и кувырков до объятий!
Еще один род заданий напоминает детскую игру «Крокодил» — без слов, движениями что-то изобразить, показать. Так и здесь — танцем показать, например, определенную эмоцию.
Или попытаться станцевать рисунок, нарисованный кем-то из участников – конечно, не для угадывания, что там было нарисовано, а для отображения эмоций рисовавшего и своего видения изображенной вещи…
Честно говоря, мне немного неловко – все-таки сложно в единый момент забыть въевшееся чувство «приличного расстояния» и убедить себя, что все, что происходит в танце, включая очень тесные контакты и прикосновения с людьми, которых вижу впервые в жизни – что все это нормально и прилично!
Некоторые из моих партнеров – такие же новички, и я чувствую, что они так же «теряют» ритм медленного танца, не зная, в какую позу перейти из предыдущей, как и когда отдать вес и т.д.
С опытными КИ-шниками легче – они направляют танец, не теряя постоянного тактильного контакта – иногда это поддержка, а иногда – едва ощутимое прикосновение… Неловкость проходит где-то через полчаса – в замысловатой поддержке меня роняет на пол моя партнерша, и мы хохочем до слез!
Танец
Не замечаю, как и в какой момент «учебные» упражнения превращаются в танец – собственно, каждое движение в контактной импровизации уже является танцем! Общий ритм задает музыка – обычно она медленная, спокойная, медитативная…
Иногда занятия проходят вообще без музыки, в тишине – считается, чтобы «услышать внутреннюю музыку», но лично меня это всегда вгоняет в ступор…
Можно танцевать с одним партнером сколь угодно долго, и в любой момент оба имеют право прекратить танец, перейти к другому человеку – «условным сигналом», предложением танцевать является прикосновение.
По такому принципу строятся джемы – вечера контактной импровизации, когда в зале просто включается музыка (иногда играют музыканты вживую) и все начинают танцевать – сначала соло, потом постепенно разбиваясь на пары и меняя партнеров… Навязать партнерство никто не вправе – если ты не отвечаешь на прикосновение и танцуешь дальше соло, то обид не возникнет!
Зачем это все?
Почему стоит попробовать на себе, что это такое – контактная импровизация?
- Во-первых, она здорово раскрепощает и действительно помогает иначе оценить свое тело, полюбить себя, понять других людей…
- Во-вторых, это танец, в котором действительно нет суровых правил, репетиций, заученных движений – все, что ты станцуешь, и есть правильно и красиво – лишь бы искренне!
К тому же нет ни малейших ограничений по возрасту, весу, физической подготовке – сама однажды танцевала с потрясающим пожилым мужчиной лет этак 60: его пластике движений и физической форме мог бы обзавидоваться 20-летний!
Конечно, если ты полненькая, головоломные поддержки получатся вряд ли, но это не страшно и совершенно необязательно! Опять же, никто не заставляет делать что-то, что сложно, больно или тяжело – не выходит растяжка, и не надо!
Похудение? Возможно, и сбросишь пару-тройку кило, хотя это побочный эффект!
Главное – контактная импровизация дает пластику, понимание своего тела… А для некоторых контактная импровизация становится образом жизни – такие люди ездят по фестивалям, участвуют в МК зарубежных танцовщиков…
Сложно писать о танце – наверно, так же сложно, как танцевать о статьях! 🙂 Это надо увидеть и ощутить! В общем, «Красивая и Успешная» советует всем просто попробовать!
——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!